Олимпизм и олимпийское образование: история, современность, будущее

Авторы: Мария Булатова, Владимир Платонов
Рубрика: Олимпийское Образование
Опубликована в номере: 2018, 4
Ключевые слова: Olympism, Olympic education, Olympic Movement, humanism, education, олимпизм, олимпийское образование, олимпийское движение, гуманизм, воспитание
Аннотация:

Цель. Изучение Олимпийских игр и олимпийского движения как совокупности явлений и процессов исторического, социально-экономического, политического, образовательного, воспитательного и чисто спортивного характера в их органической взаимосвязи, с учетом достижений и проблем, позитивных и негативных сторон, рисков и перспектив развития.
Результаты. Большинство современных инициатив и образовательных ресурсов, реализуемых в системе современного олимпийского образования, ориентировано лишь на получение общих представлений об Олимпийских играх и олимпийском движении, активную пропаганду идеалов и ценностей философии олимпизма, что на протяжении уже ряда десятилетий характерно для политики МОК и международных олимпийских академий в этой области. Исторически сложившаяся концепция олимпийского образования, характерная для большинства стран, отстает от требований современности, отличается слабым социокультурным содержанием, ограниченной критичностью и приверженностью к эмоциональной риторике, особенно в той части, которая относится к универсализму олимпийских ценностей, претензий на глобальный воспитательный потенциал олимпийского образования. Однако олимпийское движение и Олимпийские игры не нуждаются в искусственной идеализации. Их ценность - в богатейшей истории, яркой современности, многообразии и популярности, сложностях и противоречиях, многочисленных взаимосвязях с политикой и экономикой, культурой и искусством, образованием и воспитанием. Разностороннее и объективное рассмотрение и изучение различных сторон олимпийского движения и, прежде всего, Олимпийских игр, с учетом всех сильных и слабых сторон, достижений и проблем, слабостей и недостатков никак не может отрицательно сказаться на популярности и значимости этого явления, в том числе как объекта олимпийского образования. Напротив, идеализация олимпийского спорта и Олимпийских игр, выдающихся атлетов и их роли в образовательном и воспитательном процессах, игнорирование проблем, сложностей, противоречий, негативных явлений и факторов риска являются прямым путем к обесцениванию олимпийского образования, к скептицизму в отношении его возможностей и значения.
Abstract:

Objective. Study of the Olympic Games and the Olympic movement as an aggregate of phenomena and processes of historical, socio-economic, political, educational, and purely sports character in their organic relationship, with due account for achievements and issues, positive and negative aspects, risks and development prospects.
Results. Most of the modern initiatives and educational resources implemented in the modern Olympic education system are focused only on obtaining general ideas about the Olympic Games and the Olympic movement, active promoting the ideals and values of the Olympic philosophy, which has been peculiar for the policy of the IOC and IOA in this area for several decades. Traditionally established concept of the Olympic education, peculiar for most countries, lags behind the needs of the time, is characterized by weak sociocultural content, limited criticism and commitment to emotional rhetoric, especially in the part that relates to the universalism of the Olympic values, claims to the global educational potential of the Olympic education. However, the Olympic movement and the Olympic Games do not need artificial idealization. Their value is in the greatest history, bright modernity, diversity and popularity, difficulties and contradictions, numerous interrelations with politics and economics, culture and art, education and upbringing. Versatile and objective consideration and study of the Olympic movement and, above all, the Olympic Games various aspects, with account for all strengths and weaknesses, achievements and issues, weak points and drawbacks can in no way adversely affect the popularity and significance of this phenomenon, including as an object of the Olympic education. On the contrary, the idealization of the Olympic sport and the Olympic Games, outstanding athletes and their role in the process of educational and upbringing, ignoring issues, difficulties, contradictions, negative phenomena and risk factors are a direct way to the devaluation of the Olympic education, to skepticism regarding its potentials and significance.

Онлайн версия журнала "Наука в олимпийском спорте""

2018, 4
2018, 4
Crossref Member WorldCat Index Copernicus Ulrichs eLIBRARY Академия Google Бібліотека Вернадського БМСИ Научная периодика Украины Спортивное чтиво