Проблеми спортивного відбору юних бігунів на короткі дистанції

Автори: Тадеуш Юшкевич, Юрій Баранаєв
Розділ: Спортивная Подготовка
Видано у номері: 2020, 4
Ключові слова:
Анотація:

doi: 10.32652/olympic2020.4_3

У статті розглянуто проблеми спортивного відбору перспективних дітей в ДЮСШ для занять легкою атлетикою. Представлено результати лонгитюдного дослідження легкоатлетів-спринтерів у віковому діапазоні 12-17 років. Використана авторська комплексна методика прогнозування рухових здібностей юних бігунів на короткі дистанції. Розроблено комплексну методику прогнозування рухових здібностей легкоатлетів-спринтерів на етапі початкової спортивної спеціалізації з урахуванням найбільш інформативних показників, що визначають перспективність юних спортсменів, яка містить три компонента. Перший компонент - комплексне тестування юних спринтерів з використанням найбільш інформативних показників, що визначають рівень перспективності. Тестування проводиться в три етапи (перший - на початку підготовчого періоду, другий - у другому змагальному періоді спортсменів 1-го року навчання, третій - у другому змагальному періоді спортсменів 2-го року навчання); другий компонент - оцінка перспективності (попередня, проміжна, підсумкова), розрахована в балах із застосуванням розроблених формул; третій компонент - відбір у навчально-тренувальні групи на основі оцінки перспективи спортсменів (диференціювання осіб, що займаються в навчально-тренувальних групах, виявлення потенціалу та прогнозування рухових здібностей легкоатлетів-спринтерів, комплектування навчально-тренувальних груп). Результати педагогічного експерименту показали ефективність даної методики. Відзначено, що об'єктивну оцінку перспективності юних спортсменів можна отримати тільки на основі комплексних досліджень. Згодом у розроблену методику звичайно можуть бути внесені зміни. Однак є причини стверджувати, що загальний характер досліджень вже дозволив отримати об’єктивні дані, на підставі яких зроблено спробу озброїти практичних працівників фізичної культури і спорту комплексною методикою прогнозування рухових здібностей легкоатлетів-спринтерів на етапі початкової спортивної спеціалізації з урахуванням найбільш інформативних показників, що визначають перспективність юних спортсменів.

Література:

1. Акимова ЛН. Психология спорта. Одесса: Студия «Негоциант»; 2004. 127 с.
2. Алабин ВГ, Алабин АВ, Бизин ВП. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: ОСНОВА; 1993. 243 с.
3. Афанасьева ИА. Спортивный отбор таэквондистов с учетом их генетических особенностей тренируемости: дис. канд. пед. наук. 13.00.04. Санкт-Петербург, 2002. 141 с.
4. Ахатов АМ, Кузнецов АС. Основные направления отбора и ориентации, используемые в детско-юношеском спорте. Набережные Челны: КамГАФКСиТ; 2010. 34 с.
5. Ахметов ИИ. Молекулярная генетика спорта. Москва: Советский спорт; 2009. 268 с.
6. Баранаев ЮА. Факторы, способствующие привлечению детей для занятий легкой атлетикой. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2009; 5:128–30.
7. Баранаев ЮА. Комплексная методика оценки двигательных способностей детей для занятий легкой атлетикой на начальных этапах многолетней тренировки (на примере бега на короткие дистанции). Вестник Витебского государственного университета. 2015; 1 (85): 62–71.
8. Баранаев ЮА. Оценка индивидуальных способностей легкоатлетов. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2008; 5:121–4.
9. Баранаев ЮА. Прогностическая значимость показателей физического развития, двигательной подготовленности, психофизиологического тестирования и дерматоглифики у легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки.; 2010. 5:109–15.
10. Башкиров ПН. Учение о физическом развитии человека. Москва; 1962. 339 с.
11. Булгакова НЖ. Отбор и подготовка юных пловцов. Москва: Физкультура и спорт; 1986. 156 с.
12. Волков ВМ. Лонгитудинальные исследования скоростно-силовых показателей школьников 11–14 лет. Теория и практика физической культуры. 1998; 7: 5-6.
13. Губа ВП, Вальф МВ, Никитушкин ВН. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. Москва: ИКА; 1998. 68 с.
14. Жетесова ГС. Основы квалиметрии. Караганда: КарГТУ; 2003. 65 с.
15. Лоскутова ТД. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния центральной нервной системы. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л., 1978. Гл. 6; 165-93.
16. Озолин ЭС. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004; 3: 32-6.
17. Платонов ВН. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература; 2004. 808 с.
18. Сальников ВА. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности. Теория и практика физической культуры. 2002; 4:16-20.
19. Семенов ЛА. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. Москва: Советский спорт, 2005. 142 с.
20. Сирис ПЗ, Гайдарска ПМ, Рачев КИ. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. Москва: Физкультура и спорт; 1983. 103 с.
21. Филин ВП. Основы юношеского спорта. Москва: Физкультура и спорт; 1987. 130 с.
22. Харитонова ЛГ, Горская ИЮ. Определение хронологического, биологического возраста и морфотипа у детей и подростков. Омск: СибГаФК; 1997. 26 с.
23. Чернухина ОВ. Отбор, сохраняющий детей в спорте (на примере женской спортивной гимнастики). Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004; 1: 37-9.
24. Юшкевич ТП., Юсковец ЕИ. Концепция комплексной методики отбора перспективных бегунов на длинные дистанции. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Тула: Издательство ТулГУ, 2018; 2: 175-84.
25. Юшкевич Т.П., Баранаев Ю.А. Проблемы развития Белорусской легкой атлетики в условиях экономического кризиса. //Wplyw swiatowego kryzysu finansowego na rozwoj sportu, turystyki i rekreacji; pod red.: W. Siwinskiego, R. Taubera, E. Muchy-Szajek. Poznan, 2009; 6: 201-7.
26. Coulson M., Archer D. Practical Fitness Testing: Analysis in Exercise and Sport. Bloomsbury Publishing, 2015. 384 p.
27. Efimenko A., Zlobin I., Avilov A., Markov A. Application of expert evaluation method for realization of tasks in construction industry. 2019. Web of Conferences 91, Retrieved from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/17/e3sconf_tpacee2019_08034/e3sconf_tpacee2019_08034.html
28. Freeman W. Track & Field Coaching Essentials. Human Kinetics, 2014. 368 p.
29. Roland C. Hauspie, Cameron N., Molinari L. Methods in Human Growth Research. Cambridge University Press. 2004. 84 p.
30. Sharma A, Sood V, Singh P, Sharma A. Dermatoglyphics: A review on fingerprints and their changing trends of use. CHRISMED J Health Res; 2018; 5: 167-72.
31. Yorkin M., Spaccarotella K, Martin-Biggers J., Quick V., Byrd-Bredbenner C. Accuracy and consistency of weights provided by home scales. BMC Hublic Health. 2013; 13: 1194 p.
32. Zierle-Ghosh, A., Jan, A. Physiology, Body Mass Index. 2018. Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK535456

Надійшла: 08.10.2020

Онлайн версия журнала "Наука в олимпийском спорте""

2021, 4
2021, 4
Crossref Member WorldCat Index Copernicus Ulrichs Академия Google Бібліотека Вернадського Наукова періодика України (УРАН)